В статье рассмотрен метод устройства шумовых полос с применением фрезерования как одного из наиболее эффективных способов повышения безопасности дорожного движения. Представлены основные требования ГОСТ 33025-2014 к геометрическим параметрам и размещению шумовых полос. Рассматриваются характеристики оборудования, включая фрезы для устройства шумовых полос, и технологическая последовательность выполнения работ. Обоснована эффективность фрезерованного метода в сравнении с альтернативными подходами.
Шумовые полосы — это инженерное средство повышения безопасности дорожного движения, предназначенное для привлечения внимания водителя при отклонении от полосы движения. Одним из наиболее распространённых и долговечных методов их устройства является фрезерование дорожного покрытия. В рамках нормативного регулирования применяется ГОСТ 33025-2014 «Полосы шумовые. Общие технические условия», в котором заданы требования к геометрии, расположению и характеристикам таких полос.
1. ГОСТ 33025-2014 устанавливает требования к следующим параметрам элементов шумовой полосы:
- Глубина: от 10 до 20 мм
- Длина: 0,1 – 0,2 м
- Ширина: 0,2 - 0,4 м
- Интервал между элементами: обычно 0,3 м, но может зависить от длины элементов.
- Размещение: наносятся на обочине, располагаются справа от краевой линии разметки (1.2), ориентированы параллельно краевой линии.
Ограничение: ГОСТ 33025-2014 не допускает устройство поперечных шумовых полос, выполненных методом фрезерования.
2. Технология устройства шумовой полосы методом фрезерования
2.1 Подготовка
Перед началом работ осуществляется:
- анализ проектной документации;
- разметка зоны нанесения;
- подготовка фрезеровального оборудования.
2.2 Оборудование
Для устройства шумовых полос методом фрезерования применяются специализированные фрезеровальные машины или навесные фрезы.
Ключевые требования к фрезе для устройства шумовой полосы методом фрезерования:
- наличие сменных режущих элементов с высокой износостойкостью;
- точная настройка глубины фрезеровки;
- возможность работы с заданной шаговостью (интервалами).
2.3 Устройство шумовой полосы методом фрезерования
Нанесение шумовой полосы методом фрезерования включает следующие этапы:
- Установка фрезеровальной машины с автоматическим контролем параметров.
- Фрезеровка канавок по заранее нанесённой разметке.
- Очистка участка от фрезерованного материала.
- Визуальный и инструментальный контроль геометрических параметров в соответствии с ГОСТ шумовые полосы.
3. Преимущества метода фрезерования
- Повышенная долговечность — в отличие от нанесения с применением термопластика или шумовых лент.
- Стабильность геометрии — точное соблюдение требований стандарта к геометрическим параметрам элементов шумовой полосы и их расположению.
- Экономическая эффективность — низкие затраты на обслуживание в течение срока службы.
- Экологичность — отсутствие дополнительных материалов, таких как клей или полимеры.
Метод особенно эффективен при нанесении полос вдоль краевой линии, на автомагистралях и участках с повышенной аварийностью.
4. Контроль качества и соответствие стандартам
По окончании работ производится контроль:
- визуальный — на предмет дефектов и отклонений;
- инструментальный — проверка линейных и угловых параметров;
- акустический — при необходимости (шумовой эффект подтверждается тестированием проезда автомобиля на скорости 60–90 км/ч).
Документация должна содержать сведения о применённой фрезе для устройства шумовой полосы, параметрах фрезеровки и протоколах приёмки.
Метод фрезерования зарекомендовал себя как надёжный, технологически выверенный и экономически обоснованный способ нанесения шумовых полос на автомобильных дорогах. Соблюдение требований ГОСТ 33025-2014, использование специализированной фрезы для устройства шумовых полос методом фрезерования и корректное нанесение позволяют значительно повысить безопасность дорожного движения и снизить число ДТП на опасных участках.









