Наша компания принимала активное участие в данном исследовании.
15 февраля 2015 года вступил в действие Технический регламент таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», который стал основанием для разработки многих стандартов в дорожной отрасли. Так, с момента его введения было введено более 400 нормативных документов, регламентирующих технические условия и методики проведения испытаний дорожно-строительных материалов, применяемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования. Среди этих документов стоит особо выделить серию стандартов, кардинально меняющую подход к проектированию асфальтобетонных смесей, а именно — методологию объемно-функционального проектирования (серия ГОСТ Р 58401).
Особенность данной системы состоит в том, что впервые появилась возможность комплексно оценить свойства асфальтобетонных смесей на этапе их проектирования, так как серия стандартов предполагает проведение испытаний, как на устойчивость к сдвиговым нагрузкам, так и оценку низкотемпературных и усталостных характеристик смесей.
Однако на сегодняшний день на территории Российской Федерации занормированы только показатели «Стойкость к колееобразованию» и «Число текучести», остальные же эксплуатационные характеристики асфальтобетонных смесей не нормированы и внесены в технические условия, как параметры для накопления статистических данных.
Учитывая важность оценки и необходимость нормирования вышеупомянутых параметров, Государственная компания «Российские автомобильные дороги», в доверенном управлении у которой находятся автомобильные дороги федерального значения с высоким транспортным потоком, по результатам заседания научно-технического совета поручила ООО «Автодор-Инжиниринг» организацию сбора статистических данных по транспортно-эксплуатационным параметрам асфальтобетона.
Данная работа была одобрена научно-техническим советом. В качестве объекта строительного контроля было выбрано строительство скоростной автомобильной дороги М-12 «Восток».
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ
В 2023 году стартовала масштабная работа, к которой была привлечена испытательная лаборатория ООО «Битумикс», обладающая всем необходимым оборудованием и высококвалифицированными специалистами. Принимая во внимание высокую нагрузку, в качестве соисполнителей были также привлечены лаборатории ООО МИП «МАДИ-ДТ», ООО «Доринжсервис» и ООО «Компания Би Эй Ви».
За прошедший период были проведены следующие мероприятия:
- отобрано 163 пробы асфальтобетонных смесей массой не менее 150 кг;
- испытано 150 проб, что составляет приблизительно 1200 образцов;
- 13 проб на текущий момент находятся в работе.
С учетом того, что одновременно с высочайшим темпом производства работ строится более 800 км автомобильных дорог, объем, периодичность и систематизация отбора в целом играют одну из важнейших ролей. На рис. 1–2 показано, как выглядел отбор проб в начале работ, а на рис. 3–4 представлено то, к чему мы пришли. Имеет значение все, начиная от тары, заканчивая комплектом документов при передаче проб.
Не менее важным этапом является изготовление образцов для испытаний. В этой связи нужно отметить следующие моменты:
- ввиду того, что оборудование для испытаний — высокоточное, изготовление производилось в лаборатории ООО «Битумикс» с последующей передачей в лаборатории-соисполнители для исключения человеческого фактора при приготовлении образцов, а также влияния различного оборудования для изготовления образцов;
- изготовление образцов на гираторном уплотнителе производилось при 125 оборотах для смесей SP, и при 100 оборотах для щебеночно-мастичных асфальтобе тонных смесей SMA, так как данное количество оборотов предусмотрено для экстремально-тяжелых условий движения;
- при изготовлении образцов-плит на секторном уплотнителе мы стремились достичь такого содержания воздушных пустот, которое получилось по результа там испытаний гираторных образцов, приготовленных по ГОСТ Р 58401.13;
- наличие делителя асфальтобетонных смесей позволит исключить вероятность сегрегации и, тем самым, обеспечит стабильность получаемых результатов.
- стойкость к колееобразованию по ГОСТ Р 58406.3 — температура испытаний 60˚С, 20 000 проходов (10 000 циклов) в соответствии с ГОСТ Р 58406.3;
-
число текучести по ГОСТ Р 58401.21 — температура проведения испытаний 50˚С, исходя из климатических данных, указанных в ПНСТ 397/ГОСТ Р 71009.
Так, данная температура удовлетворяет практически всем данным по максимальной расчетной температуре верхнего слоя покрытия с 50%-ной вероятностью; - ползучесть и предел прочности при непрямом растяжении по ГОСТ Р 58401.7 — температуры проведения испытаний: –20˚С; –10˚С; 0˚С, так как данные условия удовлетворяют практически всем маркам битумных вяжущих, применяемым на автомобильной дороге М12;
- усталостная прочность по ГОСТ 58401.11 — по результатам совещания, организованного ООО «АвтодорИнжиниринг» с участием разработчиков стандартов, научно-исследовательских институтов и ведущих подрядных организаций приняты: температура проведения испытаний ̶ 10˚С;
- частота приложения нагрузки — 5 Гц; уровень деформации — 500 мкм/м.
О ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ НАКОПЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Для корректной интерпретации полученных результатов испытаний необходимо определить функциональные задачи каждого из конструктивных слоев:
продолжение в статье, файл для скачивания ниже.
А с полной версией номера можно ознакомиться на официальном сайте издательства - перейти.