Статья: "ЩМА. Колеестойкие асфальтобетонные смеси"

В России щебеночно-мастичный асфальтобетон используется практически повсеместно для строительства, как правило, верхнего слоя покрытия на грузонапряженных автомагистралях. ЩМА сегодня считается наиболее устойчивым к колееобразованию материалом.

Высокое содержание фракционированного щебня (70-80% по массе) с кубовидной формой зерен создает устойчивый минеральный остов в асфальтобетонном слое покрытия, что в конечном итоге и определяет высокую сдвигоустойчивость покрытия из ЩМА, то есть сопротивление колееобразованию. Но самой главной особенностью ЩМА является повышенное, по сравнению с традиционными горячими смесями, содержание битума (5,5–7,5%), которое препятствует проникновению влаги внутрь слоя, повышает устойчивость к старению, водо-морозостойкость, трещиностойкость и, в конечном счете, значительно увеличивает долговечность покрытия. Однако повышенное содержание свободного битума может привести к его стеканию с поверхности зерен щебня при высоких технологических температурах приготовления, хранения, транспортирования, укладки, а также к появлению «жирных» пятен на покрытии при высоких летних температурах. В ЩМА эта проблема решается введением в смесь специальных стабилизирующих добавок – целлюлозного волокна.

Стабилизирующие добавки ЩМА

Как показала практика, качество стабилизирующей добавки во многом предопределяет качество ЩМА. В настоящее время одной из наиболее качественных гранулированных стабилизирующих добавок на российском рынке является добавка Topcel производства фирмы CFF (Германия). Все производимые и применяемые в Германии стабилизирующие добавки для ЩМА являются исключительно целлюлозными волокнами. И это не случайно: дело в том, что именно целлюлозное волокно удерживает на своей поверхности битум, а не впитывает его, то есть пленки битума – толстые, и стареют медленнее, а соответственно, и срок службы покрытия из такого ЩМА дольше.

Так и стабилизирующая добавка Topcel является гранулированным видом свободного волокна Technocel, которое получено из макулатуры. При этом используется определенное соотношения различных видов макулатуры – газетная, картон, глянец и т. п. Только такое строгое соблюдение состава макулатуры позволяет получить волокно Technocel с заданными длиной и диаметром волокон, что и определяет его стабилизирующую способность. Зачастую, производители других стабилизирующих добавок из альтернативного сырья утверждают, что их добавка является так же и армирующей.

Но этот эффект «армирования» как раз достигается путем впитывания битума. Да, действительно, прочность такого ЩМА может быть выше, но в будущем, возникают проблемы связанные с быстрым старением покрытия и даже образованием усталостных трещин, а такой вид разрушений вообще не свойственен для покрытий из ЩМА. Поэтому с такими добавками надо быть особенно осторожными, и внимательно изучать природу их сырья.

Возвращаясь к целлюлозным стабилизирующим волокнам, их содержание в смеси зависит от содержания целлюлозного волокна в грануле. Обработка гранулы Topcel очень тонкая и составляет всего 3%, а, соответственно, содержание целлюлозного волокна в грануле 97%, при этом расход Topcel – 2,8–3,2 кг на тонну смеси. Из-за уникальности такого производства гранул, расход является самым маленьким по сравнению со всеми известными стабилизирующими добавками в мире. Поэтому при выборе добавки, необходимо ориентироваться не столько на ее стоимость за килограмм, сколько на фактический расход на одну тонну. 



Кроме того содержание стабилизирующей добавки в смеси серьезно влияет на производительность АБЗ при приготовлении щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей. Дело в том, что стабилизирующая добавка подается в смеситель в холодном состоянии, поэтому требуется определенное время для ее нагрева, а также для раскрытия гранулы, чтобы распушенное волокно могло стабилизировать битум на своей поверхности. Отсюда и понятно что чем больше добавки мы введем, тем более длительным будет время перемешивания смеси. Наличие в составе обработки гранулы Topcel воскообразной смеси не только не ухудшает характеристики ЩМА, а даже улучшает сцепление каменного материала с битумом.

Косвенным показателем этого эффекта является увеличение водостойкости покрытия из ЩМА c Topcel при всех равных условиях, по сравнению со смесями, где применялись другие добавки. Это подтверждается опытом применения Topcel при изготовлении, укладке и эксплуатации дорог с покрытием из ЩМА, а так же результатами анализа более полусотни различных смесей ЩМА, битумов, каменных материалов в различных регионах России и СНГ.

За десятилетний период поставки на российский рынок добавки Topcel (производство компании CFF, Германия) на дорогах России с использованием этого продукта уложено более 70 000 000 квадратных метров покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона (данные на 2014 год, сейчас - в разы больше!). ЩМА, конечно же, является наиболее колеестойким, а так же трещиностойким материалом. Но, по опыту эксплуатации покрытий из ЩМА, было выяснено, что из-за больших статических нагрузок (например, терминалы для стоянок большегрузов, а так же места стоянок воздушного транспорта), даже на ЩМА могут возникнуть разрушения, в виде, просадок и вмятин в виде «лунок» от колес. И здесь, в виде решения этой проблемы, специалисты "Компании Би Эй Ви" подобрали альтернативный вариант – дисперсно-армированные асфальтобетонные смеси - FORTA.

 




Вам может быть интересно:


 
+7 (495) 221-04-33