Статья: «Повышая эффективность ремонта»

В предлагаемой Вашему вниманию статье из журнала "Автомобильные дороги" речь пойдет о технологиях ремонта дорожных покрытий. 

Что такое санация трещин?

Санация трещин – это обработка и заполнение швов и трещин в дорожном покрытии полимербитумными или резинобитумными мастиками с целью предотвращения дальнейшего распространения трещины и восстановления целостности покрытия. Это весьма важный способ ремонта дорожного полотна, так как он позволяет избежать образования ям и выбоин и тем самым обеспечить безопасность дорожного движения.

История создания инновационного способа санации трещин

В начале 70-х годов прошлого века компания CRAFCO (США) начала разрабатывать новый эффективный метод борьбы с трещинами на асфальтобетонных покрытиях. Эта работа осуществлялась по просьбе Федерального правительства Соединенных Штатов Америки и нескольких транспортных управлений. После пяти (!) лет научно-исследовательской работы – в 1976 году – компания CRAFCO представила линию полимерных мастик, заливщиков швов и раздельщиков трещин. С тех пор способ ремонта путем санации трещин широко распространен в США и странах Западной Европы.

Цитата из рабочих документов Федерального управления автомобильных дорог США FHWA-RD-99-147:
«При правильных и своевременных работах по санации трещин можно продлить срок службы покрытия до такой степени, когда прибыль от увеличенного срока службы покрытия превышает затраты на проведение работ».

Зарубежный опыт показывает, что так оно и есть. К сожалению, в России для ремонта автомобильных дорог этот способ применяется пока крайне ограниченно. Это объясняется тем, что технология «работает» и приносит экономический эффект только при соблюдении всех технологических операций и применения только высококачественных материалов.

Технология санации трещин вместе с оборудованием и полимерными мастиками была завезена компанией CRAFCO в Россию в 1997 году. Однако после первых, весьма удачных опытов применения заморских мастик пользователи, посчитав экономику, как водится, решили удешевить процесс и попробовать создать собственный аналогичный материал.

Некачественная мастика – плохие результаты

Но аналога в полном смысле слова не получилось: мастики российского производства, все без исключения, имеют ограниченную – не больше года – стойкость. По истечении этого срока ремонт необходимо повторять. Зато цена их в два-три раза ниже. Перед этим обстоятельством блекнут все преимущества импортных материалов. А они, между тем, существенны.

Стойкость герметиков фирмы CRAFCO, которые предлагает «Компания Би Эй Ви», – не менее пяти лет (!). Между прочим, высокое качество и определяет стоимость этих материалов. Так же фирма CRAFCO является структурным подразделением нефтяной компании ERGON. Это обстоятельство является крайне важным для продукции CRAFCO: доступ к продуктам нефтепереработки дает возможность гарантировать заявленное качество.

Что такое дорожная мастика и как используется битумная мастика?

Мастики CRAFCO, предлагаемые «Компанией Би Эй Ви», представляют собой однокомпонентные материалы на основе битума с добавками различных полимеров, применяемые, как правило, в горячем состоянии. В зависимости от вида они пригодны к использованию во всех природно-климатических зонах. Если правильно соблюдена технология разогрева (отсутствует контакт с открытым пламенем), мастики можно многократно разогревать без изменения их эксплуатационных свойств, в то время как отечественные материалы выдерживают только один цикл разогрева-остывания.

Мастики CRAFCO обладают высокими деформативными свойствами как при низких отрицательных, так и при высоких положительных температурах. Также стоит отметить, что подгрунтовка праймером при герметизации с использованием мастик CRAFCO не требуется.

Мастики CRAFCO плотно и упруго заполняют образовавшиеся разрывы в слое асфальтобетона, препятствуя дальнейшему его разрушению от воздействия транспортной нагрузки, осадков и перепадов температур – они обладают высокой эластичностью и прекрасной адгезией к стенкам трещины. При этом чем раньше производится планово-профилактический ремонт, тем ниже затраты на содержание дорожного покрытия.

Подрядным организациям это позволяет снижать расходы на покупку битумной мастики и на гарантийное обслуживание построенной дороги, а заказчику – оптимизировать расходование бюджетных средств.

Обработанные путем санации трещины свободно перекрываются верхним слоем покрытия, что позволяет предотвратить эффект «отраженных трещин». Это обстоятельство можно использовать для ремонта нижнего слоя дорожного покрытия после фрезерования перед укладкой следующего слоя.

Технология санации трещин

Сначала осуществляется разделка трещины или шва. «Компания Би Эй Ви» предлагает для этой цели специальные машины CRAFCO – раздельщики трещин РС-200, которые пригодны для обработки швов, прямолинейных и криволинейных трещин в асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях дорог и аэродромов.

Глубина обработки – до 50 мм, производительность – 300–600 погонных метров в час. При этом один комплект инструмента может быть использован для обработки до 10 000 погонных метров асфальтобетонного покрытия.

Важно, чтобы шов имел ровные кромки – это необходимо для обеспечения хорошей адгезии мастики. Затраты на эту работу невелики, зато эффект очень значителен, так как позволяет увеличить долговечность герметизации на 50%.

Следующий этап – прочистка и просушка швов и трещин направленным высокоскоростным потоком воздуха перед выполнением работ по их герметизации с использованием теплового копья CRAFCO. Конструкция его такова, что на обрабатываемую поверхность воздействует только поток горячего воздуха, сформированный в камере сгорания. Это исключает тепловой удар по поверхности обрабатываемого материала, его окисление и выгорание компонентов покрытия.

Третий этап – заполнение шва или трещины герметиком. Для этого используются заливщики битумных мастик CRAFCO серии SuperShot. Важной особенностью конструкции этой машины является то, что нагрев мастики осуществляется в масляной «рубашке», исключающей контакт с открытым пламенем, которого не терпит этот материал. Электроподогрев шланга и аппликатора обеспечивается до самого наконечника. Это дает то преимущество, что герметик выходит из сопла имея оптимальную температуру, при которой его свойства наилучшие. При этом мастика, находящаяся в рабочем резервуаре, благодаря перемешиванию прогрета равномерно, в ней отсутствуют неравномерности температуры, снижающие эффективность материала. Контроль температуры осуществляется автоматически.

Заливщики швов CRAFCO SuperShot

Оборудование CRAFCO SuperShot весьма эргономично – при загрузке материала мешалка отключается автоматически, отсутствуют краны и клапаны на линии подачи мастики, полностью исключаются подтеки через наконечник аппликатора, нет линий, находящихся под постоянным давлением. Для всех желающих купить заливщик швов, ООО «Компания Би Эй Ви» подготовило различные комплектации заливщиков с компрессором для продувки трещин и подключения теплового копья.

Время подготовки машины к работе составляет всего 45 минут, а на новых установках серии EZ II это время сокращается до 30 минут благодаря уникальной системе обогрева вертикального вала мешалки. Данная система позволяет поддерживать подогрев мастики не только снаружи (масляная рубашка), но и изнутри. Аналогов данной системы не существует.


Важно отметить, что для достижения максимального эффекта нужно использовать все три машины CRAFCO. При этом решающее значение имеют строгое соблюдение технологии и использование материалов CRAFCO. Если убрать одну из составляющих в ряду оборудование-технология-материалы, качество, которое декларируют CRAFCO и «Компания Би Эй Ви», обеспечить не удастся. При этом нужно так же учитывать, что технологию санации трещин CRAFCO можно использовать при температуре не ниже +5° С.

Наибольшее распространение мастики и оборудование CRAFCO получили в аэропортах для герметизации температурных швов, а также ремонта трещин на цементобетонных и асфальтобетонных покрытиях.

Все мастики CRAFCO прошли сертификацию гражданской авиации, что является важным свидетельством в пользу их качества.

Мастики CRAFCO применяются не только для ремонта трещин и швов. В процессе укладки асфальтобетона, при сопряжении двух укладываемых слоев покрытия, образуется шов, который со временем разрушается и становится настоящей головной болью при содержании. Для того чтобы укрепить это самое слабое место покрытия, используется специальная адгезионная мастика CRAFCO JA524.


К сожалению, применение некачественных материалов на автомобильных дорогах дискредитировало саму идею санации трещин, и очень многие дорожные организации полностью переориентировались на ямочный ремонт. Вместе с тем материалы и оборудование CRAFCO, предлагаемые «Компания Би Эй Ви», должны вызвать большой интерес у специалистов, которые умеют эффективно управлять деньгами.


Наталья Алхимова. Ежемесячный информационно-аналитический
журнал «Автомобильные дороги»



 
+7 (495) 221-04-33